МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Татьяна Васильевна Кузьмина, Оксана Шавкатовна Белявская

Аннотация


Придание инновационно-опережающего характера образованию – стратегическая цель реформы образования, в том числе военного. На повестке дня формирование личности военного, адаптивного по отношению к нестабильному и сверхбыстрому миру, способного найти в ситуации неопределенности принципиально новые нетривиальные решения военных задач. Современная модель цивилизационного развития выстраивается во многом благодаря качеству образовательной системы общества. В свою очередь, качество образования и уровень подготовки определяется своевременной модернизацией учебно-методических материалов. Выявление и обоснование путей модернизации инженерно-технической подготовки иностранных курсантов на основе теоретического анализа и результатов педагогического эксперимента определили цель исследования. В статье проанализированы текущие проблемы эффективности и качества подготовки иностранных курсантов в военном вузе; обоснована необходимость модернизации их инженерно-технической подготовки с учетом специфики направления обучения. Предложен путь корректировки учебно-методического материала с учетом выявленных проблем обучения и возрастающих требований к системе военного образования. Для этого проведена и описана опытно-экспериментальная работа с курсантами, приобретающими военную специальность «Применение инженерно-позиционных подразделений, строительство и эксплуатация фортификационных сооружений и маскировка». Анализ авторского опыта их подготовки по существующей методике выявил причины затруднений при изучении инженерно-технических текстов и неадаптированных методических материалов, причины низкого качества выполнения расчетов на русском языке; проблемы с аналитическим мышлением, синтезом информации и преобразованием ее в знание и понимание, формированием нового текста и т.п. Образование – процесс поддержки развития человека, но применяемая методика не учит оперировать в дальнейшем инженерно-техническими знаниями. С другой стороны, низкий уровень владения иноязычной лексикой и терминологией у русскоязычных преподавателей снижает эффективность и качество обучения. Результаты опроса курсантов различных региональных групп подтвердили выявленные проблемы. В результате предложены создание индивидуального обучающего модуля дисциплины; актуализация лекционного курса с учетом природно-климатических особенностей стран, из которых прибыли курсанты и в которых они, как правило, проходят службу как специалисты военно-инженерных подразделений. Индивидуальный обучающий модуль позволяет ранжировать получаемые знания и структурировать их по уровням подготовки: базовый (достаточен для исполнителя); повышенный (развитие и совершенствование вариантного инженерного мышления на основе использования знаний порогового уровня), факультативный (развитие концептуального, аналитического, творческого инженерного мышления, необходимого для определения стратегии решения военно-прикладных задач будущим руководителем). Полагается, что в перспективе возможен переход на единый многоуровневый обучающий модуль для инженерно-технических дисциплин, позволяющий преподавателю перманентно корректировать образовательный процесс и его дидактическое обеспечение, а обучающемуся – включать персональный стиль познания, осознанно работать со своими компетенциями.

Полный текст:

PDF

Литература


Урсул А.Д. На пути к глобальным

трансформациям образования // Философские

науки. – 2011. – Спецвыпуск № 2. – С. 37-49.

Китайгородский М.Д. Опережающее

образование. Аспектный подход // Наука и

школа. – 2007. - № 6. – С. 3-5.

Мариненко О.П. Роль преподавателя

вуза в оказании помощи иностранным студентам // Высшее образование в России. –

– Т. 28. - № 4. – С. 124-133.

Булков А.А. Повышение эффективности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах

военно-воздушных сил России: Автореф.

дис. … канд. пед. наук. – М.: Военный ун-т

МО РФ, 2007.

Ивахненко Е.Н., Аттаева Л.И. Высшая

школа: взгляд за горизонт // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. - № 3. –

С. 21-34.

Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 239 с.

Крылов Э.Г. Особенности обучения

иностранных студентов инженерным дисциплинам // Высшее образование в России. –

- № 2. – С. 146-150.

Васильев А.И. Качество образования

и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимодействия // Высшее образование в

России. – 2019. – Т. 28. - № 4. – С. 37-43.

Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития //

Язык и культура. – 2010. - № 4. – С. 123-136.

Машошин О.Ф., Павленко П.В.

Особенности обучения иностранных студентов дисциплинам «Теоретическая механика»

и «Сопротивление материалов» // Научный

вестник МГТУ ГА. – 2008. - № 128. – С. 132-

Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. О

совершенствовании военно-профессионального обучения курсантов военного института

// Высшее образование в России. – 2019. –

Т. 28. - № 4. – С. 98-107.

Иванова Г.П., Логвинова О.К.,

Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение

социокультурной адаптации иностранных

студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27. - № 3. –

С. 60-69.

Капезина Т.Т. Проблемы обучения

иностранных студентов в российском вузе //

Наука. Общество. Государство. – 2014. - № 1

(5). – С. 1-10.

Заец О.Г. Повышение эффективности

профессионального воспитания курсантов

военно-инженерных вузов: Автореф. дис. …

канд. пед. наук. – М.: Военный университет

МО РФ, 2014.

Леушина И.В., Леушин И.О.

Иностранный язык и индивидуализация подготовки студентов: реалии, тренды, варианты

// Высшее образование в России. – 2019. –

Т. 28. - № 3. – С. 147-154.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.