ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ

Ирина Валерьевна Буренина, Евгения Андреевна Быль, Регина Фаритовна Карачурина, София Фаруковна Сайфуллина, Мария Александровна Шкалей

Аннотация


Цифровизация обучения, о которой говорилось долгое время, в условиях пандемии показала свою острую необходимость. Кроме того, современное общество, живущее в век развития информационно-коммуникационных технологий, диктует новые тренды как к процессам обучения, так и к его результатам. В данной статье описаны наиболее эффективные современные подходы к образованию, уже показавшие свою эффективность, такие как внедрение геймификации в обучение, применение методики перевернутых классов, развитие цифровой инфраструктуры внутри высших учебных заведений. Важной темой, затронутой в данной статье, является описание новых квалификационных требований к преподавательскому составу, необходимых для того, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и соответствующим реалиям нового времени. Затронуты современные инновационные технологии, способствующие развитию системы образования и показывающие свою эффективность: игровые технологии, кейсметод, проектная деятельность, индивидуальные планы развития. Использование в образовательном процессе практикоориентированности, индивидуализации, непрерывности, цифровизации, онлайн-образования, междисциплинарности либо сочетание всех указанных форм и технологий является важным условием формирования предложений образовательных услуг на пути к изменяющемуся рынку труда. Но образовательные организации обладают различной восприимчивостью к указанным изменениям. Их потенциал существенно зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессорско-педагогического состава, информационно-аналитических структур, внешних условий деятельности и нормативно-методических подходов. Авторами статьи также затронут опыт внедрения подобных технологий в образование на базе высшей школы экономики Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Полный текст:

PDF

Литература


Буренина И.В., Гайфуллина М.М., Сайфуллина С.Ф. Трансформационные процессы в образовательной и социальной сферах, вызванные внедрением технологий «Индустрии 4.0» // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2018. - № 4 (142). – С. 140-146. 2. Rodrigues A.L., Cerdeira L., MachadoTaylor M.d.L.; Alves H. (2021) Technological Skills in Higher Education—Different Needs and Different Uses. // Educ. Sci. 2021, 11, 326. available at: [URL] https://doi.org/10.3390/ educsci11070326 3. The Future of Jobs Report 2018: Centre for the New Economy and Society. (2018) // World Economic Forum, available at: [URL] http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_ of_Jobs_2018.pdf 4. Burenina I.V., Evtushenko E.V., Gamilova D.A., Gerasimova M.V., Saifullina S.F. Assessment of higher education system influence on regional economy development // Astra Salvensis. 2018. Т. 6. Р. 745-756. 5. Tesar M. (2020) Towards a Post-COVID 19 ‘New Normality’? Physical and Social Distancing, the Move to Online and Higher Education // Policy Future in Education. Vol. 18. No 5. P. 556–559. 6. Клягин А.А., Абалмасова Е.С., Гарев К.В. и др. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. – М.: НИУ ВШЭ. 7. Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. – 2021. – № 1. – С. 31-51. – DOI 10.17323/1814-9545- 2021-1-31-51. 8. Lillejord S., Børte K., Nesje K. & Ruud E. (2018). Learning and teaching with technology in higher education – a systematic review. Oslo: Knowledge Centre for Education, available at: [URL] https://www.researchgate.net/ publication/327057630_Teaching_and_Learning_With_Technology_in_Higher_ Education 9. Лукша П., Песков Д., Афанасьев М. Будущее образования: глобальная повестка. – Сколковский институт науки и технологий, 2013. 10. Bengu, Elif et al. (2020) Rethinking higher education for the emerging needs of society A new university model bridging skillgaps and meeting community needs., available at: [URL] https://www.global-solutionsinitiative.org/wp-content/uploads/2020/04/ GSJ5_Abrignani_Yilaz_Bengu_Sabuncuoglu. pdf 11. Ibrahim, Roslina & Masrom, Suraya & Yusoff, R & Zainuddin, N & Rizman, Z. (2017). Student acceptance of educational games in higher education. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 9. 809-829. available at: [URL] https://www.researchgate.net/ publication/320015680_Student_acceptance_ of_educational_games_in_higher_education 12. Digital Leader, PwC,IDC, and CROC Reveal, (2019) Trends& technologies 2030, available at: [URL]https://www.pwc.ru/en/ publications/collection/tekhnologii-2030.pdf 13. Карачурина Р.Ф. Проблемы и тенденции развития образовательных технологий в сфере высшего образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2019. – № 4 (30). – С. 156-163. – DOI 10.17122/2541-8904-4-30-156- 163. 14. Карачурина Р.Ф., Чурилов Д.А., Чурилова Е.А. Формирование бизнес-процессов развития университетов на основе интеграционного подхода // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2021. - № 1 (35). – С. 156-162. 15. Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2020 г. № 1580 «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования» Режим доступа: https:// minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ ID=29008


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.